Артикуляционная гимнастика для дошкольников

 08.11.2017  полезные статьи

Четырнадцатого ноября во всем мире празднуется международный день логопеда. К празднику мы решили составить для педагогов подборку основных логопедических упражнений.

Отсутствие активной речи часто связано с определенными неврологическими заболеваниями. Как следствие прогрессирует неразвитость мышц артикуляционного аппарата: языка; щек; губ; уздечки. Каждое упражнение предназначено для разработки каждого из этих участков.

 

При работе с детьми следует помнить несколько правил. Малыши еще не могут осознать важность задачи, стоящей перед логопедом, потому необходимо подавать занятия в виде игры. Чтобы ребенок понял, что от него требуется, стоит дополнять объяснения визуальными образами, подготовив картинки перед занятием. У каждого логопеда должно быть зеркало, где хорошо будет видно и ребенка, и педагога – так он сможет увидеть свой язык и повторить упражнения за взрослым. Есть дети, которые не могут справляться с заданиями в силу возраста или особенностей развития – здесь можно применять шпатель. Задания нужно вводить постепенно, переходя к новым только после того, как ребенок справится с предыдущим.

 

Упражнения для детей от 1 до 4 лет.

В этом возрасте малышам сложно концентрировать внимание, поэтому занятие должно длиться не более 10 минут. Чередуйте активные и статичные упражнения, чтобы ребенку не было скучно. Чтобы его увлечь, стоит обратиться к сказкам, интересным рассказам о животных или предметах.

 

Динамические:

«Змейка»

Язык треугольником выдвигается вперед, а затем резко убирается назад.

«Замесили тесто»

Ребенок улыбается, вытаскивает язык, «шлепает» им со звуком «пя-пя-пя», а затем втягивает с усилием язык между чуть сжатыми зубами.

«Чистим зубки»

Двигаем языком по зубам при открытой улыбке.

 «Часики»

Двигаем языком влево - вправо при открытом рте, нижняя челюсть остается неподвижной. Упражнение повторяется 4-5 раз.

«Качели»

Язык сначала прячется за нижние зубы, затем за верхние, рот открыт.

«Сытый хомячок»

Сжимаем губы, надуваем щеки и держим воздух до 10 секунд.

«Шарики»

Сжать губы, надуть щеки и удерживать несколько секунд. Потом «лопнуть шарик», хлопнув ладошками по щекам.

 

Статические:

«Бегемотик»

Как можно шире открываем рот и держим в таком положение до 5 секунд, затем закрываем. Повторить 3-4 раза.

«Улыбочка»

Широко улыбаемся, растягивая губы и не показывая зубы.

«Заборчик»

Широко улыбаемся, стараясь показать все зубы.

«Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы, подражая слону, и держать 4-5 секунд.

«Блинчик»

Улыбаемся, приоткрываем рот и «выкладываем» язык на нижнюю губу.

«Голодный хомячок»

Втягиваем щеки и держим несколько секунд.

 

Упражнения для детей от 4 до 7 лет.

В этом возрасте дети уже более сознательны, время занятий увеличивается до 20 минут. Одно упражнение повторяется 5-7 раз. 

В этом возрасте так же используются упражнения ранее изученные упражнения, но добавляются и новые.

 

Динамические

«Сердитая киска»

Кончиком языка упираемся в нижние зубы, средняя часть имитирует горку. Зубами «прикусываем» горку. Рот открыт.

«Маляр»

Проводим языком по нёбу от губ к горлу

«Вкусное варенье»

Облизываем верхнюю губу, прячем язык. Повторяем 4-5 раз.

«Дятел»

Быстро и сильно стучим кончиком языка изнутри по верхним зубам, 5-7 секунд. Рот открыт.

«Мотор»

Выполняем упражнение «Дятел», но при этом выдыхаем со звуком «дын-дын-дын».

«Индюки»

Кончиком языка быстро двигаем взад - вперед по верхней губе.

«Лошадка»

Цокаем языком, изображая стук копыт.

 

Статические

«Парус»

Упираемся концом языка о верхние зубы, удерживаем в этом положении 7-10 секунд.

«Чашечка»

Широко открываем рот, удерживаем язычок вверху, но при этом не касаясь зубов.

«Грибок»

«Присасываем» язык к небу и держим так 5 секунд.

«Гармошка»

Выполняем упражнение «Грибок», но при этом открываем – закрываем рот. Повторить 5 раз.

 

Заказ в один клик
С помощью уведомлений о заказе можно не только получать актуальную информацию по заказу, но и иметь быстрый канал связи с магазином