Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Четырнадцатого ноября во всем мире празднуется международный день логопеда. К празднику мы решили составить для педагогов подборку основных логопедических упражнений.
Отсутствие активной речи часто связано с определенными неврологическими заболеваниями. Как следствие прогрессирует неразвитость мышц артикуляционного аппарата: языка; щек; губ; уздечки. Каждое упражнение предназначено для разработки каждого из этих участков.
При работе с детьми следует помнить несколько правил. Малыши еще не могут осознать важность задачи, стоящей перед логопедом, потому необходимо подавать занятия в виде игры. Чтобы ребенок понял, что от него требуется, стоит дополнять объяснения визуальными образами, подготовив картинки перед занятием. У каждого логопеда должно быть зеркало, где хорошо будет видно и ребенка, и педагога – так он сможет увидеть свой язык и повторить упражнения за взрослым. Есть дети, которые не могут справляться с заданиями в силу возраста или особенностей развития – здесь можно применять шпатель. Задания нужно вводить постепенно, переходя к новым только после того, как ребенок справится с предыдущим.
Упражнения для детей от 1 до 4 лет.
В этом возрасте малышам сложно концентрировать внимание, поэтому занятие должно длиться не более 10 минут. Чередуйте активные и статичные упражнения, чтобы ребенку не было скучно. Чтобы его увлечь, стоит обратиться к сказкам, интересным рассказам о животных или предметах.
Динамические:
«Змейка»
Язык треугольником выдвигается вперед, а затем резко убирается назад.
«Замесили тесто»
Ребенок улыбается, вытаскивает язык, «шлепает» им со звуком «пя-пя-пя», а затем втягивает с усилием язык между чуть сжатыми зубами.
«Чистим зубки»
Двигаем языком по зубам при открытой улыбке.
«Часики»
Двигаем языком влево - вправо при открытом рте, нижняя челюсть остается неподвижной. Упражнение повторяется 4-5 раз.
«Качели»
Язык сначала прячется за нижние зубы, затем за верхние, рот открыт.
«Сытый хомячок»
Сжимаем губы, надуваем щеки и держим воздух до 10 секунд.
«Шарики»
Сжать губы, надуть щеки и удерживать несколько секунд. Потом «лопнуть шарик», хлопнув ладошками по щекам.
Статические:
«Бегемотик»
Как можно шире открываем рот и держим в таком положение до 5 секунд, затем закрываем. Повторить 3-4 раза.
«Улыбочка»
Широко улыбаемся, растягивая губы и не показывая зубы.
«Заборчик»
Широко улыбаемся, стараясь показать все зубы.
«Хоботок»
Вытянуть сомкнутые губы, подражая слону, и держать 4-5 секунд.
«Блинчик»
Улыбаемся, приоткрываем рот и «выкладываем» язык на нижнюю губу.
«Голодный хомячок»
Втягиваем щеки и держим несколько секунд.
Упражнения для детей от 4 до 7 лет.
В этом возрасте дети уже более сознательны, время занятий увеличивается до 20 минут. Одно упражнение повторяется 5-7 раз.
В этом возрасте так же используются упражнения ранее изученные упражнения, но добавляются и новые.
Динамические
«Сердитая киска»
Кончиком языка упираемся в нижние зубы, средняя часть имитирует горку. Зубами «прикусываем» горку. Рот открыт.
«Маляр»
Проводим языком по нёбу от губ к горлу
«Вкусное варенье»
Облизываем верхнюю губу, прячем язык. Повторяем 4-5 раз.
«Дятел»
Быстро и сильно стучим кончиком языка изнутри по верхним зубам, 5-7 секунд. Рот открыт.
«Мотор»
Выполняем упражнение «Дятел», но при этом выдыхаем со звуком «дын-дын-дын».
«Индюки»
Кончиком языка быстро двигаем взад - вперед по верхней губе.
«Лошадка»
Цокаем языком, изображая стук копыт.
Статические
«Парус»
Упираемся концом языка о верхние зубы, удерживаем в этом положении 7-10 секунд.
«Чашечка»
Широко открываем рот, удерживаем язычок вверху, но при этом не касаясь зубов.
«Грибок»
«Присасываем» язык к небу и держим так 5 секунд.
«Гармошка»
Выполняем упражнение «Грибок», но при этом открываем – закрываем рот. Повторить 5 раз.