Развитие мелкой моторики с помощью бизиборда
Слабое развитие мелкой моторики – проблема практически всех современных малышей. К сожалению, это может повлечь за собой довольно серьезные проблемы: отставание в речевом развитии, различные логопедические проблемы, неготовность руки к письму и, соответственно, отставание в учебе. Потому на раннем этапе так важно дать ребенку возможность изучать мир с помощью рук.
Мы предлагаем воспитателям детских садов варианты использования элементов бизибордов для развития детской моторики.
Змейки
Этот элемент используется в бизибордах довольно часто. Обычно они представляют собой прорези в виде искривленных линий, внутри закреплена ручка-маркер, которую можно передвигать. Главная цель этого элемента – помочь малышу научиться координировать движения кисти. А это – очень важный момент в подготовке руки к письму.
Воспитатель может стимулировать интерес ребенка к этому элементу, используя соревновательный интерес. Предложите детям сыграть чемпионат по скорости прохода змейки. Зачастую на модулях используется параллельно несколько таких элементов– можно устроить «гонки» - кто быстрее доведет ручку до цели.
Лабиринт
Эта деталь присутствует практически в каждом бизиборде в обязательном порядке. Лабиринты бывают самые разные – магнитные, движущиеся, обычные механические, с геометрическими фигурами. Этот элемент так же помогает ребенку с координацией, при его проходе используются движения: вращательные, вверх-вниз. Магнитные так же помогают ребенку отрабатывать плавность и постепенность движений.
Воспитатель может использовать прохождение лабиринта как этап большой игры-загадки, либо предлагать какой-то приз за достижение цели. Так же можно использовать этот элемент как инструмент для понимания понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо» - в игровой форме ребенок научиться ориентироваться в пространстве намного быстрее.
Шнуровка
С помощью этого элемента отлично тренируется сила пальцев – а это отлично готовит руку к использованию письменных принадлежностей. Помимо этого развивается сенсомоторная координация, глазомер, дается бытовой навык, формируется волевые умения.
Шнуровка дает отличный простор для фантазии воспитателя. Можно заниматься ею, используя картинки различных шнуровок, «писать» с помощью шнурков буквы или цифры. Или придумать сказку про девочку Машу, которая не умеет завязывать шнурки и ей срочно нужно помочь с этим сложным делом.
Шестеренки
Этот элемент направлен на развитие вращательной функции кисти и умению координировать и направлять движения руки. Дополнительный плюс – ребенок учится последовательному мышлению, наблюдая слаженную работу шестеренок.
С этим элементом можно изучать цифры – считать количество кругов. Дать детям понимание механического движения, понятия взаимосвязи. Шестеренки ассоциируются у современных детей с определенными персонажами мультфильмов – это можно использовать, придумывая сказочную историю для этого элемента.
Геоборд
Представляет собой модуль с штырьками, на которые крепятся резинки. Создан специально для развития силы в пальцах и их тонкой работы. Также содействует исследовательской деятельности ребенка, познавательной активности, развивает пространственное мышление.
С помощью геоборда воспитатель может рассказать детям о геометрических фигурах, дать понятие симметрии, цифр, букв.
Можно заранее подготовить картинки, по которым дети будут создавать рисунки резинками. Или предложить ребенку изобразить букву. Резинками можно изобразить практически любой предмет и придумать про него историю.
Мешочки
Тактильные мешочки позволяют задействовать самые тонкие сенсорные ощущения – что способствует интеллектуальному развитию ребенка. Проводить занятия с ними легко в игровой форме – к примеру, малыш должен на ощупь определить, что находится в мешочке. Воспитатель может придумать сказку про деда Мороза, который прячет в мешочках подарки. Также с помощью этого элемента можно дать начальные понятия о счете.