«Инклюзивный» дошкольник в общей группе. Чем помогут бизиборды?

 10.12.2019  полезные статьи, видеообзор

Мы уже поднимали тему пользы бизибордов для дошкольников. Но в этот раз случай особенный. Поговорим про особенных детей. И про то, что делать воспитателю обычного детского сада, если в его группе такие есть. В конце статьи Вас ждет конспект НОД.

Давайте вспомним, что такое инклюзивное дошкольное образование. Это когда дошкольник с особенностями развития ходит в обычный детский сад. Однако при этом ему обеспечивают особенные условия обучения, соответствующие этим самым особенностям. Другими словами, инклюзия — это когда система образования «подстраивается» под ребенка и его особые потребности (а не наоборот, как при интеграции). 

Конечно, в основе современного инклюзивного образования лежат самые благородные цели. Среди них:

  • дать детям с особыми потребностями возможность полноценного общения со сверстниками,
  • повысить уровень их социализации
  • и предоставить максимальные возможности для образования и личностного роста. 

Однако в реальной жизни не все детские сады готовы дать необходимый уровень инклюзивного образования. При всем желании помочь педагоги сталкиваются с серьезными трудностями:

  • учебные планы не соответствуют реальным возможностям особенного дошкольника;
  • зачастую нет бюджета, чтобы приобрести специализированное оборудование и игрушки, адаптированные под потребности детей с ОВЗ;
  • не все воспитатели знают, как организовать учебный процесс таким образом, чтобы одновременно занять детей разного уровня подготовки. И при этом обеспечить эффективность обучающего занятия для всех ребят в группе.

Поэтому мы решили сделать подарок всем педагогам и воспитателям, которые хотят, чтобы детки c особенностями развития чувствовали себя комфортно в общей группе. Чтобы они развивались и радовались жизни вместе с остальными ребятами.

Инклюзивные занятия с бизибордами

Конспект занятия «Комплекс упражнений для всех дошкольников на моторику, мышление и речь» с использованием бизибордов из набора «Зоопарк»

Конспект занятия посвящен формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет. Мы учитываем, что в группе детского сада есть ребенок с особенностями в развитии, а именно с задержкой психического развития.

Если в Вашей группе нет детей с ОВЗ или Вы сами знаете, как обычные игры адаптировать для таких малышей, рекомендуем почитать: Развиваем сенсомоторику, логику и речь. 7 игр для детей с бизибордами «Транспорт».

Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом.

Среди множества особенностей, присущих детям с ЗПР, прежде всего выделяются общее недоразвитие личности: 

  • эмоциональная незрелость и неустойчивость, 
  • неадекватная самооценка, 
  • несформированность волевого поведения, 
  • недостаточная способность к произвольной деятельности, 
  • динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной и речевой,
  • тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость.

Продолжительность занятия – 15 минут. 

Цель: закрепление знаний детей по формированию элементарных математических представлений.

Задачи: 

  1. Формировать представления о порядковом счете,
  2. Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
  3. Развивать умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
  4. Учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга.

Ход НОД

В начале занятия воспитатель просит ребят встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу, подарив каждому свое хорошее настроение. 

После такого ритуала педагог рассказывает о том, что сегодня ребята будут играть с бизибордами в математические игры и просит дошкольников предположить, что же они будут делать, исходя из названия игр. 

Далее делим ребят на подгруппы. Каждой подгруппе достается свой бизиборд и педагог начинает проводить игры и упражнения. Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий и корректирует действия детей, если это становится необходимым. 

В нашем примере использованы умные доски анималистической тематики. Понимая принцип построения занятия, в своем детском саду Вы можете использовать любые тактильные панели, отвечающие стандартам безопасности и требованиям ФГОС ДО к ППРС.

Игры и упражнения

  1. Посчитать элементы (шарики, шестеренки, дверцы) определенного цвета. Важно просить ребят отвечать на вопрос полным ответом.
    Работа с ребенком с ЗПР: Считать элементы вместе с ребенком, четко проговаривая все цифры, попросить ребенка повторять за педагогом. 
  2. Ответить на вопрос «Чего больше?» (например, красных шаров или синих, желтых шестеренок или зеленых).
    Работа с ребенком с ЗПР: Четко проговорить инструкцию, вместе сосчитать элементы и несколько раз задать вопрос. 
  3. Перевести бегунок по тактильному лабиринту определенное количество раз (до пяти).
    Работа с ребенком с ЗПР: Уменьшить количество «прогулок» по лабиринту, помочь ребенку медленно вести бегунок. 
  4. Поставить красную стрелку, например, на цифру 2, а синюю — на 5 (бизиборды «Бегемотик» и «Зайка»).
    Работа с ребенком с ЗПР: Попросить ребенка крутить одну из стрелок по циферблату и называть цифры (до 5) по порядку.
  5. Называть, какой по счету шарик красного цвета, синего, белого и т. д.
    Работа с ребенком с ЗПР: Посчитать шарики всех цветов на каждой спице.
  6. Для закрепления пройденного материала предлагаем ребятам выполнить распечатанное задание (см. пример).
    Работа с ребенком с ЗПР: Упростить задание. Не торопить ребенка, пусть он выполняет задание в своем темпе.

После упражнений и игр воспитатель спрашивает у детей, что понравилось им больше всего на сегодняшнем занятии, и слушает их ответы. 

Если ребенок с ЗПР по какой-либо причине не хочет выполнять предложенное Вами упражнение, предложите ему замену. Бизиборды включают в себя большое количество элементов, с которыми можно поиграть, — один из них наверняка заинтересует ребенка. 

Важно после занятия закрепить с особенным ребенком пройденный материал индивидуально. Для этого можно использовать те же игры и упражнения, но выбрать другой бизиборд. Чтобы ребенку было интересно заниматься.

Про один из последних наборов бизибордов от «Умнички™» читайте в этой статье:  Комплект «Теремок»: 7 бизибордов для сказкотерапии в ДОО

4 педагогические функции бизиборда в детском саду

Для дошкольника развивающая доска — в первую очередь забавная игрушка. А вот в руках воспитателя — это универсальный инструмент. С помощью бизиборда опытный педагог может:

  • диагностировать соответствие физических реакций, мышления, речи и других способностей дошкольника возрастной группе;
  • организовать процесс обучения в форме свободной игры, индивидуального занятия или урока с группой;
  • увлечь детей разного уровня развития, включая дошкольниковс особенностями развития, совместной игрой;
  • определить, насколько ребенок успешен в освоении программы (по сравнению с собственными успехами в начале отчетного периода).

Хотите попробовать? Заказать набор бизибордов «Зоопарк» для группы и для индивидуальной работы с дошкольниками можно на этой странице.

Сопутствующие товары:

Хит продаж
Набор бизибордов "Зоопарк" Набор бизибордов "Зоопарк"

109 250 руб

Хит продаж
Набор бизибордов "Космическое приключение" Набор бизибордов "Космическое приключение"

118 800 руб

Заказ в один клик
С помощью уведомлений о заказе можно не только получать актуальную информацию по заказу, но и иметь быстрый канал связи с магазином