«Инклюзивный» дошкольник в общей группе. Чем помогут бизиборды?
Мы уже поднимали тему пользы бизибордов для дошкольников. Но в этот раз случай особенный. Поговорим про особенных детей. И про то, что делать воспитателю обычного детского сада, если в его группе такие есть. В конце статьи Вас ждет конспект НОД.
Давайте вспомним, что такое инклюзивное дошкольное образование. Это когда дошкольник с особенностями развития ходит в обычный детский сад. Однако при этом ему обеспечивают особенные условия обучения, соответствующие этим самым особенностям. Другими словами, инклюзия — это когда система образования «подстраивается» под ребенка и его особые потребности (а не наоборот, как при интеграции).
Конечно, в основе современного инклюзивного образования лежат самые благородные цели. Среди них:
- дать детям с особыми потребностями возможность полноценного общения со сверстниками,
- повысить уровень их социализации
- и предоставить максимальные возможности для образования и личностного роста.
Однако в реальной жизни не все детские сады готовы дать необходимый уровень инклюзивного образования. При всем желании помочь педагоги сталкиваются с серьезными трудностями:
- учебные планы не соответствуют реальным возможностям особенного дошкольника;
- зачастую нет бюджета, чтобы приобрести специализированное оборудование и игрушки, адаптированные под потребности детей с ОВЗ;
- не все воспитатели знают, как организовать учебный процесс таким образом, чтобы одновременно занять детей разного уровня подготовки. И при этом обеспечить эффективность обучающего занятия для всех ребят в группе.
Поэтому мы решили сделать подарок всем педагогам и воспитателям, которые хотят, чтобы детки c особенностями развития чувствовали себя комфортно в общей группе. Чтобы они развивались и радовались жизни вместе с остальными ребятами.
Конспект занятия «Комплекс упражнений для всех дошкольников на моторику, мышление и речь» с использованием бизибордов из набора «Зоопарк»
Конспект занятия посвящен формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет. Мы учитываем, что в группе детского сада есть ребенок с особенностями в развитии, а именно с задержкой психического развития.
Если в Вашей группе нет детей с ОВЗ или Вы сами знаете, как обычные игры адаптировать для таких малышей, рекомендуем почитать: Развиваем сенсомоторику, логику и речь. 7 игр для детей с бизибордами «Транспорт».
Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом.
Среди множества особенностей, присущих детям с ЗПР, прежде всего выделяются общее недоразвитие личности:
- эмоциональная незрелость и неустойчивость,
- неадекватная самооценка,
- несформированность волевого поведения,
- недостаточная способность к произвольной деятельности,
- динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной и речевой,
- тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость.
Продолжительность занятия – 15 минут.
Цель: закрепление знаний детей по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
- Формировать представления о порядковом счете,
- Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- Развивать умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
- Учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга.
Ход НОД
В начале занятия воспитатель просит ребят встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу, подарив каждому свое хорошее настроение.
После такого ритуала педагог рассказывает о том, что сегодня ребята будут играть с бизибордами в математические игры и просит дошкольников предположить, что же они будут делать, исходя из названия игр.
Далее делим ребят на подгруппы. Каждой подгруппе достается свой бизиборд и педагог начинает проводить игры и упражнения. Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий и корректирует действия детей, если это становится необходимым.
В нашем примере использованы умные доски анималистической тематики. Понимая принцип построения занятия, в своем детском саду Вы можете использовать любые тактильные панели, отвечающие стандартам безопасности и требованиям ФГОС ДО к ППРС.
Игры и упражнения
- Посчитать элементы (шарики, шестеренки, дверцы) определенного цвета. Важно просить ребят отвечать на вопрос полным ответом.
Работа с ребенком с ЗПР: Считать элементы вместе с ребенком, четко проговаривая все цифры, попросить ребенка повторять за педагогом. - Ответить на вопрос «Чего больше?» (например, красных шаров или синих, желтых шестеренок или зеленых).
Работа с ребенком с ЗПР: Четко проговорить инструкцию, вместе сосчитать элементы и несколько раз задать вопрос. - Перевести бегунок по тактильному лабиринту определенное количество раз (до пяти).
Работа с ребенком с ЗПР: Уменьшить количество «прогулок» по лабиринту, помочь ребенку медленно вести бегунок. - Поставить красную стрелку, например, на цифру 2, а синюю — на 5 (бизиборды «Бегемотик» и «Зайка»).
Работа с ребенком с ЗПР: Попросить ребенка крутить одну из стрелок по циферблату и называть цифры (до 5) по порядку. - Называть, какой по счету шарик красного цвета, синего, белого и т. д.
Работа с ребенком с ЗПР: Посчитать шарики всех цветов на каждой спице. - Для закрепления пройденного материала предлагаем ребятам выполнить распечатанное задание (см. пример).
Работа с ребенком с ЗПР: Упростить задание. Не торопить ребенка, пусть он выполняет задание в своем темпе.
После упражнений и игр воспитатель спрашивает у детей, что понравилось им больше всего на сегодняшнем занятии, и слушает их ответы.
Если ребенок с ЗПР по какой-либо причине не хочет выполнять предложенное Вами упражнение, предложите ему замену. Бизиборды включают в себя большое количество элементов, с которыми можно поиграть, — один из них наверняка заинтересует ребенка.
Важно после занятия закрепить с особенным ребенком пройденный материал индивидуально. Для этого можно использовать те же игры и упражнения, но выбрать другой бизиборд. Чтобы ребенку было интересно заниматься.
Про один из последних наборов бизибордов от «Умнички™» читайте в этой статье: Комплект «Теремок»: 7 бизибордов для сказкотерапии в ДОО.
4 педагогические функции бизиборда в детском саду
Для дошкольника развивающая доска — в первую очередь забавная игрушка. А вот в руках воспитателя — это универсальный инструмент. С помощью бизиборда опытный педагог может:
- диагностировать соответствие физических реакций, мышления, речи и других способностей дошкольника возрастной группе;
- организовать процесс обучения в форме свободной игры, индивидуального занятия или урока с группой;
- увлечь детей разного уровня развития, включая дошкольниковс особенностями развития, совместной игрой;
- определить, насколько ребенок успешен в освоении программы (по сравнению с собственными успехами в начале отчетного периода).
Хотите попробовать? Заказать набор бизибордов «Зоопарк» для группы и для индивидуальной работы с дошкольниками можно на этой странице.