Ловец облаков на метеоплощадке. Видеообзор и упражнения для ДОО
Что знают ваши дети об атмосфере Земли?
Возможно то, что – это воздушная оболочка, которая не только защищает нашу планету от разных негативных факторов: космического излучения, солнечной радиации, метеоритов, перегрева и переохлаждения земной поверхности, но и формирует благоприятные температурные и климатические условия для обеспечения жизни.
Если вы уверены, что именно такой ответ получите, значит в вашей ДОО отличная система обучения детей об окружающем мире, природе нашей планеты и экологии.
Однако современные стандарты дошкольного образования ставят перед педагогами все более сложные задачи, решать которые обязательно.
Наша компания предлагает педагогам ДОО интересные разработки в помощь изучения природных явлений, климатических региональных особенностей.
В данной статье мы поговорим о таком интересном природном явлении как облака и познакомим вас с уникальной разработкой «Ловец облаков», которую вы легко сможете применить в вашем детском саду.
Итак, как мы знаем, атмосфера Земли имеет несколько слоев (экосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера), каждый из которых обладает своими особенными характеристиками.
Давайте остановимся на самом важном для жизнедеятельности человека - тропосфере. Именно этот слой обеспечивает терморегуляцию на планете, от него зависит погода и климат, движение потоков воздушных масс, процессы теплового обмена.
Главную роль в формировании климата, распределении влаги и распространении растительного и животного мира на Земле играет естественное атмосферное явление – облака.
С древних времен люди смотрели на небо и с большим интересом рассматривали движущиеся по нему облака, не понимая природу этого явления, замечая, что от размера, формы и цвета облаков меняется погода.
Современные ученые-климатологи уже давно изучили это яркое и интересное природное явление, определив облака, как продукт конденсации (перехода) водяного пара в атмосфере, состоящий из мелких капель воды и кристаллов льда. Формируются облака на высотах от нескольких десятков метров до нескольких километров, испаряясь с поверхности нашей планеты под воздействием температур.
По своему строению и высоте образования облака делятся на три класса: водяные (капельные) облака, состоящие только из капель, когда температура воздуха в облаке выше −10 °C, смешанные облака, состоящие из смеси переохлажденных капель и ледяных кристаллов при отрицательных температурах от −10 до −15 °C и ледяные (кристаллические) облака, состоящие только из ледяных кристаллов при достаточно низких температурах, от −15 до − 50 °C.
Время существования облаков тоже разное, например, отдельные кучевые облака существуют всего 10–15 мин., а перистые от 12 – 18 часов до нескольких суток!
Только представьте, облака покрывают 40% всей поверхности нашей планеты и содержат 10 в десятой степени тонн чистейшей воды! Они легко «плывут» по небу и кажется, что ничего не весят, но на самом деле средний вес облака составляет 500-800 тонн!
Существует международная классификация облаков, в зависимости от высоты расположения и внешнего вида, которая определяет 10 форм: самые высокие – серебристые облака, находятся на отметке 80 км от поверхности Земли, не дают осадки, их можно наблюдать на закате
перисто-слоистые, перисто-кучевые и перистые - облака формируются на высотах от 6 до 18 км, предвестники хорошей ясной погоды, иногда дают слабые осадки в виде ледяных игл, которые достигают земли лишь при сильных морозах у земной поверхности (-30° и ниже)
высоко-слоистые, высоко-кучевые и слоисто-кучевые облака располагаются чуть ниже, на высотах от 2 до 6 км, отличаются длительными, достаточно интенсивными осадками в виде дождя или снега, одновременно выпадающие на значительной площади
и ближе всех к поверхности Земли, на высоте 90-2 000 м, наблюдаются слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака, которые дают жидкие осадки – морось. Зимой при низких температурах такие облака могут содержать кристаллы и выпадать в виде града
Изучение природных явлений и особенностей погоды начинается еще в раннем детстве. Первые знания об этом ребенок получает от педагога в детском саду. Согласно программы ФГОС, в каждой группе должен быть организован уголок родной природы для ознакомления детей с природными явлениями и изменениями погоды.
Специалисты нашей компании специально для ДОО разработали и произвели уникальный метеорологический прибор по изучению и наблюдению за облаками – «Ловец облаков». Мы изучили атлас облачности, согласно которого в мире насчитывается почти 600 видов различных облаков, и выбрали восемь основных, именно они расположены на приборе.
«Ловец облаков» настолько прост в обращении, что им могут легко пользоваться дети младшего дошкольного возраста.
Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.
«Ловец облаков» состоит из:
- композитного полотна со смотровым окном и изображением 8 видов облаков (согласно облачному атласу);
- металлической рамы с ручками, обеспечивающей вращение рабочего полотна ловца вверх-вниз, влево-вправо;
- металлического опорного столба, вкопанного в землю.
Для наблюдения за облаками с помощью данного прибора, следует встать лицом к рабочей стороне полотна (к картинкам облаков). Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок облачного неба. Затем вид в окне сравнивают с изображениями на «Ловце облаков» и таким образом определяют их вид:
- кучевые,
- слоистые,
- перистые,
- высококучевые,
- перисто-слоистые,
- кучево-дождевые,
- высокослоистые туманообразные,
- перистые хлопьевидные.
При работе с метеорологическим прибором «Ловец облаков» педагог может подключить свой опыт, фантазию и способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, формированию представления о природном многообразии нашего мира, а также воспитанию любви к родной природе и желанию беречь ее.
Давайте рассмотрим несколько примеров упражнений, как педагог может работать с детьми на приборе “Ловец облаков”.
Упражнение № 1 “Прояви фантазию и смекалку”
(возможность групповой работы для детей средней, старшей и подготовительной групп)
Педагог просит детей подойти к прибору и внимательно его изучить. После того, как дети самостоятельно ознакомятся с прибором, можно приступать к вопросам:
“Ребята, смотрите, какое интересное устройство придумали метеорологи! Кстати, а кто знает, кто такие метеорологи? “(Ответы). Если дети отвечают не правильно или затрудняются, педагог дает верную информацию. Можно двигаться дальше.
“Давайте подробнее рассмотрим этот интересный прибор! Кто скажет какой он формы? (Ответы). Сколько картинок расположено на приборе? (Ответы). Что изображено на картинках? (Ответы - облака). “
“ Молодцы, ребята, этот метеоприбор нужен, чтобы наблюдать за облаками. А называется он «Ловец облаков». А теперь давайте я вам расскажу как мы с вами сможем поймать облака с помощью этого прибора.”
(Картинки всех видов облаков подписаны на приборе, педагог легко сможет определить тип облаков и рассказать о них детям. После упражнения можно задать вопросы на усвоение материала).
Упражнение № 2 “Какие над нами облака”
(возможность групповой работы для детей средней, старшей и подготовительной групп)
Педагог уже познакомил детей с прибором и теперь можно смело приступать к изучению облаков.
“ Ребята, с помощью нашего ловца мы с вами узнаем, какие именно облака находятся на небе прямо сейчас! Кто хочет стать первым исследователем?” (Педагог выбирает самого активного ребенка).
“Берись за ручки и попробуй покрутить этот квадрат: вверх, вниз, влево, вправо. Получается! А теперь наводи окошко на небо и внимательно посмотри через него. Умничка! Видишь в окошке облака? Можешь нам рассказать, какие они?” (Ответ) “Здорово! А теперь посмотри на картинки на нашем “Ловце облаков” — есть ли на нем картинка облаков которые ты видел (видела) через окошко? (Ответ) . Покажи всем детям картинку на которой изображены точно такие же облака, как на небе сейчас.” (Ребенок показывает подходящую картинку. Педагог называет вид облаков и рассказывает о них детям, если дети уже знают названия облаков и их свойства, они могут сами дать прогноз погоды. Здесь педагог может подключить детскую фантазию и поговорить например о снеге, зиме, зимних видах спорта ил о дожде, почему говорят о грибном дожде и др. ).
Метеорологический прибор «Ловец облаков» поможет педагогу разнообразить занятия по изучению природных явлений и добавит в методический материал яркую краску индивидуальности.
Приобрести «Ловец облаков» вы можете как отдельным прибором, так и в комплекте с другими метеоприборами, специально разработанными для ДОО, входящих в состав «Метеоплощадки» с которой вы можете ознакомиться на сайте нашей компании.