Видеообзор металлофонов для ДОО. Учимся играть на «Этюде» и «Веселой лесенке»
Знаете, почему металлофон идеально подходит для уроков музыки в детском саду? Потому что это одновременно и шумовой (он же ритмический), и мелодический инструмент.
Организовывая занятия музыки в младших группах ДОО, педагог может рассматривать металлофон в качестве инструмента с неопределенной высотой звука. Когда характер мелодии определяет не тональность, а ритм, длина и интенсивность.
Для детей постарше, имеющих элементарные знания о вышеупомянутых характеристиках звука, можно вводить понятия его высоты, тональности. И тут уже металлофон выступает ярким примером мелодического инструмента.
Особенности металлофонов
Металлофон относится к обширной группе музыкальных инструментов — ксилофоны. Однако имеет отличительную особенность. Игровые элементы разных размеров (планки или трубки), по которым ударяют для извлечения звука, сделаны не из дерева, а из металла.
Колебания упругого металлического тела более интенсивны, чем вибрация деревянного бруска. Поэтому металлофон звучит звонче, громче, продолжительней, чем другие разновидности ксилофонов.
К слову, звучание любого музыкального инструмента зависит от:
- размеров и особенностей конструкции,
- материалов, из которых он изготовлен,
- способа и техники игры, которую выбрал исполнитель,
- а также места установки (маленькое помещение, просторная аудитория, улица).
Как играют на металлофоне?
Просто ударяют по брусочкам молоточками или палочками. Палочки могут быть из дерева или металлические с резиновыми или пластиковыми шарообразными наконечниками. В каждом отдельном случае характер звуков будет особенный, свойственный тому или иному материалу.
Для обучающего примера возьмем два металлофона на музыкальной площадке «Умничка™»: вертикальный «Этюд» и горизонтальную «Веселую лесенку».
Играем на металлофоне «Веселая лесенка»
В комплекте этого инструмента есть две длинные палочки с пластиковыми наконечниками.
- Постучите ими по разноцветным «клавишам». Хлесткие движения будут вызывать звук большей силы и протяженности, а спокойные постукивания дадут более тихие и короткие вибрации.
- Покажите детям различные ритмические рисунки: идет дождь, стук колес поезда, тиканье часов и т.д.
- Предложите воспроизвести озвученные и/или свои музыкальные рисунки.
Отличный способ улучшить моторику рук, слух, внимание и способность концентрироваться. С помощью этого металлофона также можно научить детей различать музыкальные полутона. Каждый элемент «Веселой лесенки» звучит на полтона выше предыдущего (справа налево).
Играем на вертикальном металлофоне «Этюд»
Главные отличия «Этюда»: вертикальное расположение ударных элементов и повышение звуковых ступеней в соответствии с «жизнерадостной» гаммой до-мажор: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Способ игры такой же, как на «Веселой лесенке» — полыми металлическими палочками с пластмассовыми наконечниками ударяем по цветным брусочкам инструмента.
- Дети исследуют инструмент и его звучание.
- Предложите «пройтись» палочками по всем брусочкам с начала до конца и обратно.
- Пусть каждый ребенок расскажет, какие воспоминания вызывает у него тот или иной звук. С чем ассоциируется звуковой ряд (восхождение по ступенькам или спуск, радуга, наполнение сосуда и т. п.).
Такое занятие прекрасно развивает музыкальный слух, память и ассоциативное мышление. Способствует формированию грамотной монологической речи.
Заказать уличные металлофоны «Этюд» и «Веселая лесенка» в комплекте детской музплощадки можно на этой странице.