Нужны ли детям 2-3 лет сюжетно-ролевые игры?
Наборы для профориентации – распространенное оборудование для детских садов. Однако все чаще мы сталкиваемся с вопросом, с какого возраста ребенок сможет играть с такими наборами. Ведь для этого дошкольнику нужно понять принцип сюжетно-ролевой игры. Давайте подробно разберем эту тему.
Ребенок начинает интересоваться окружающим миром с самого раннего возраста. Уже с двух лет малыш стремится стать частью мира взрослых. Он старается активно участвовать во всех процессах, даже тех, которые ему недоступны.
В 2-3 года ребенок осознает, что способен на самостоятельные действия. В этом возрасте он внимательно изучает окружающий мир и подражает действиям взрослых. Так дети младшего школьного возраста впервые играют в сюжетно-ролевые игры.
Причем девочки чаще играют роль мамы, бабушки или другой знакомой женщины: изображают телефонный разговор, укладку волос, приготовление обеда или уборку.
Мальчики чаще имитируют мужские занятия: управляют автомобилем, что-то мастерят, играют в хоккей импровизированными клюшками, иногда даже пытаются боксировать и отжиматься.
Особенно активно ребенок воспроизводит те явления, что произвели на него самые сильные впечатления. Если он впервые увидел и услышал поезд, то еще долго будет играть в паровозик с вагонами, пытаясь воспроизвести стук колес и оглушительный сигнал. А если побывал в зоопарке, то главным героем его игр станет животное, которое больше всего запомнилось.
Взрослые роли для всестороннего развития ребенка
В ролевой игре для ребенка важна сама “примерка” функций взрослого в различных жизненных ситуациях. Главное, во время игры направить малыша в нужном направлении, однако никоим образом не настаивать на определенном развитии сюжета. Тогда СРИ не только занимают кроху на какое-то время, но и способствуют достижению ключевых педагогических целей.
- Воспитание у детей личностных качеств.
В процессе игры закладываются основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, какие действия характеризуют человека доброго, а какие – злого. При этом не обязательно делать акцент на каких-то человеческих качествах. Играя, ребенок делает собственные выводы. - Ранняя социализация детей.
Малыш обучается общению с родителями, взрослыми и другими детьми, которые его окружают. Также у ребенка появляется своя точка зрения, и он учится это мнение отстаивать. - Формирование самооценки ребенка.
Успехи в игре помогают ребенку получить уверенность в себе и своих силах. Это важнейшее качество, необходимое человеку для постановки и достижения целей на протяжении всей жизни. - Физическое развитие детей через подвижные СРИ.
Малыш учится ходить и бегать, работать с различными предметами. У ребенка развивается мелкая моторика, улучшается координация, крепчает опорно-двигательный аппарат. - Синхронное развитие правого и левого полушарий головного мозга.
В сюжетно-ролевых играх предметная деятельность ребенка сопряжена с одновременной работой его памяти, логического мышления, внимания и воображения. Поэтому такие игры комплексно раскрывают интеллектуальные и творческие способности детей, способствуют раннему развитию речи.
Ролевые игры обеспечивают гармоничное развитие детей. Однако у детей младшего дошкольного возраста интерес к сюжетно-ролевым играм появляется при определенных условиях.
Что нужно для ролевой игры с детьми 2-3 лет
С двух лет ребенок легко усваивает правила от взрослых или старших товарищей. Однако он не может придумать игру сам. Пока не умеет. Что-то должно послужить толчком к старту игры. И вот тут на помощь приходят наборы для профориентации и другие СРИ для дошкольников .
Рассмотрим на примере. Дайте 2-летнему мальчику игрушечный руль или автомобиль. Еще минуту назад он скучал и не знал, чем заняться. Когда появился “нужный” предмет, память выдала сюжеты из прошлого: что малыш видел дома, на прогулке, по ТВ, в Интернете.
Так зарождается сценарий. Малыш играет в “папа едет встречать маму” или “полицейский гонится за злодеем”. Причем на этом этапе игры у ребенка уже включается и наблюдение, и логическое мышление, и фантазия, и социальная активность.
Игрушечный фен в руках девочки превращает малышку в стилиста из парикмахерской, куда ходит ее мама. При виде шатра-дерева ребята в ясельной группе представляют себя мультяшными белочками или ежиками, которые прячутся от лисы.
Как видим, сценарий напрямую зависит от предметной обучающей среды, личного опыта малышей и их коммуникабельности. И оборудование стоит на первом месте, потому как служит отправной точкой для старта игры.
Вот почему важно, чтобы младшие группы детского сада были оснащены наборами для ролевых игр, включая игрушки и комплекты для профориентации. И чем разнообразнее это оборудование, тем проще педагогу привлечь к развивающим играм всех детишек в группе. Тем легче раскрыть индивидуальные способности каждого воспитанника.