Видеообзор осадкомера и снегомерной рейки. Изучаем атмосферные осадки!
Вы знали, что каждую секунду на землю выпадают тонны атмосферных, геологических, донных и химических осадков? Да-да, осадки бывают разные, их десятки видов! Сегодня мы разберемся, что такое атмосферные осадки. И расскажем детям, чем их измеряют и зачем.
Вы непременно слышали о круговороте воды в природе. Так вот, атмосферными осадками называют воду, падающую с неба. Будь то в жидком, твердом или сразу в двух агрегатных состояниях. Не вдаваясь в детали, атмосферные осадки можно разделить на:
- обложные: дождь, переохлажденный дождь, ледяной дождь, снег, дождь со снегом;
- моросящие: морось, переохлажденная морось, снежные зерна;
- ливневые: ливневый дождь, ливневый снег, ливневый дождь со снегом, снежная крупа, ледяная крупа, град;
- неклассифицированные: ледяные иглы, золяция (водяные пузыри);
- на поверхности земли и на предметах: роса, иней, кристаллическая изморозь, зернистая изморозь, гололед, гололедица.
Детям дошкольного возраста сложно сразу охватить такую детализацию. Поэтому для начала достаточно различать дождь, снег и град, плюс их интенсивность. В детском саду определять эту самую интенсивность (количество осадков) можно по-разному:
- непосредственным наблюдением за процессом выпадения осадков (анализируя видимость, размер капель или снежинок, скорость появления и размер луж, снежного покрова и т. д.);
- измерением: уровня дождя и снега — с помощью осадкомера, уровня снега — с помощью специальной линейки.
Осадкомер и снегомерная линейка — приборы, которые Вы видели в видеообзоре. Если еще не смотрели? — Кликайте и смотрите! Кроме них на детской метеоплощадке есть еще гололедный станок и мерзлометр. Но об этих метеоприборах мы расскажем в другой раз. Когда будем говорить об инее, изморози, гололеде и гололедице.
Осадкомер: собрать, растопить, измерить
Второе название модели осадкомера, оснащенной лепестковой ветрозащитой, — дождемер Третьякова. Повторимся, это метеоприбор для определения уровня выпавших жидких и твердых осадков:
- их собирают в мерное ведро,
- при необходимости растапливают при комнатной температуре, исключая испарение,
- и измеряют в мерном стакане (только в жидком состоянии).
Вообще, осадки — одна из ключевых характеристик климата, регионального и глобального. Регулярность, интенсивность и распределение осадков по поверхности Земли имеет огромное значение для многих отраслей народного хозяйства. Особенно для сельскохозяйственной сферы.
Осадкомер на нашей метеоплощадке состоит из:
- мерного ведра (приемного сосуда) в форме усеченного конуса, установленного на тагане и огражденного ветрозащитой (пластинами из оргстекла),
- пластикового мерного стакана со шкалой (мм), предназначенного для измерения уровня выпавших осадков.
Осадкомер на метеоплощадке «Умничка™»
Осадкомер устанавливают на металлическом столбе, соблюдая два правила. Первое: приемная поверхность должна находиться на высоте не менее 2 м от земли. Второе: располагаться она должна строго горизонтально.
Научное наблюдение за атмосферными осадками — это определение вида осадков, их интенсивности, времени выпадения, а также измерение их количества. Чтобы узнать количество осадков с помощью дождемера, следует измерить толщину слоя выпавшей воды в миллиметрах. Для этого воду из мерного ведра сливают в мерный стакан, после чего по шкале на стенке стакана определяют, сколько мм осадков выпало за период.
Интересно! В среднем на всей Земле выпадает около 1000 мм атмосферных осадков в год. А в пустынях и в высоких широтах — менее 250 мм в год.
Линейка для измерения снежного покрова
Плотность и толщина — основные величины, характеризующие снежный слой. Располагая этими данными, рассчитывают запас воды в снежном покрове. Характер залегания снега также имеет важное значение:
- равномерный (без сугробов);
- умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
- очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
- с проталинами — лежит только местами.
Подобные сведения очень ценны для многих отраслей народного хозяйства. Важны для прогнозирования будущего урожая и агротехнических мероприятий.
Линейка для измерения снежного покрова представляет собой металлическую планку со шкалой на одной из широких сторон. Линейку вкапывают в землю строго вертикально и так, чтобы нулевое деление шкалы соответствовало уровню подстилающего слоя (почвы), а сама шкала стремилась вверх. Именно по этой шкале и определяют высоту (уровень, толщину) снежного покрова.
На детской метеоплощадке высота снега определяется в см. Измерение уровня снега с помощью снегомерной линейки на метеоплощадке проводить очень легко. Смотрим на значение первого видимого деления на уровне поверхности снежного покрова.
Практика!
Занятие 1. Знакомство с осадкомером
Дети, вы видели когда-нибудь такую странную корзинку с ведром, да еще и на высокой ножке? (ответы) Представляете, метеорологи используют такой прибор, чтобы точно знать, сколько дождика или снега упало с неба. И называют они такой прибор «Осадкомер». Догадались, почему? Верно, потому что осадкомером измеряют осадки! Давайте рассмотрим его поближе.
Смотрите, в центре корзинки стоит ведерко — специально, чтобы в него капал дождик (падал снег). Вот эта корзиночка из прозрачных прямоугольников нужна, чтобы ветер не сдул наше ведерко. Она так и называется — «ветрозащита». А еще у нас тут есть мерный стаканчик. Мерный — потому что на нем есть шкала с черточками-делениями и числами.
Ребята, давайте поиграем в метеорологов и попробуем измерить, сколько дождика (снега) выпало прошлой ночью (за эти дни)? Как вы думаете, что нужно сделать? (ответы) Правильно, берем ведерко, переливаем водичку из ведерка в стакан и смотрим, сколько же у нас дождика (талого снега). Посмотрите, ребята, сколько у нас получилось осадков? Правильно, ___ мм!
Какие мы молодцы! Теперь мы умеем определять количество осадков с помощью метеорологического осадкомера! (Вопросы от детей, воспитателя; игра на измерение количества осадков.)
Занятие 2. Знакомство со снегомерной линейкой
Ребята, кто-нибудь помнит, как измеряют рост огромной линейкой? (ответы) Замечательно! На нашей метеоплощадке тоже есть большая линейка — вот она! И сегодня мы будем с помощью нее измерять… снег! Точнее, мы определим высоту снежного покрова и узнаем (сделаем выводы):
- хорошо ли укрыты снежным одеялом поля,
- тепло ли мишкам в берлоге под сугробом,
- много ли луж появится, когда снег растает.
Как вы думаете, что нужно сделать? (ответы) Конечно! Нужно посмотреть на линейку в том месте, где она появляется из снега. Что мы видим? (ответы) Правильно! Высота нашего снежного покрова ___ см. Молодцы, ребята, теперь вы умеете измерять снег, как настоящие метеорологи! (Вопросы от детей, воспитателя.)
Метеоплощадка — территория развития и любви к природе
Изучайте интенсивность дождя, измеряйте равномерность снежного покрова и толщину сугробов, ведите дневник наблюдений за погодой. Все эти процессы развивают детей, делают их любознательными и вовлеченными в настоящую жизнь.
А чтобы организация предметно-исследовательской деятельности в детском саду проходила легко, пользуйтесь детской метеоплощадкой. Разнообразные метеоприборы, как и атмосфера научной лаборатории, разжигают в умах и сердцах детей искреннее любопытство и страсть к знаниям. Побуждают дошкольников интересоваться окружающей средой и влиянием погоды на жизнь человека. Воспитывают любовь и уважение к природе.