Видеообзор пан-флейты в детском саду. Зачем она нужна и первые уроки
Продолжаем цикл статей об инструментах музплощадки. Как Вы уже поняли, речь пойдет о «Радуге» — большой уличной пан-флейте для детского сада. Кстати, если Вы впервые в нашем блоге или просто давно сюда не заглядывали, рекомендуем посмотреть:
- обзор барабанной установки «Ритмика»,
- обзор тройного глюкофона «Магия звука»,
- обзор двух металлофонов: «Этюд» и «Веселая лесенка».
Пан-флейта для ДОУ. Технические и музыкальные особенности «Радуги»
На нашей уличной музыкальной площадке пан-флейта — это что-то среднее между трубофоном и многоствольной флейтой. Высота инструмента приблизительно 140 см, ширина — 130 см. Восемь вертикальных труб разной длины сделаны из металла и окрашены атмосферостойкой порошковой краской. Такое покрытие бережет металл в жару и морозы, от прямых солнечных лучей и всевозможных осадков.
Трубофон из пластиковых сантехнических труб
(фото из личного архива С. Венгерова)
Многоствольная флейта (пан-флейта, най)
«Радуга», уличная пан-флейта для детских садов производства ТПК «Умничка™»
Разноцветные трубы прикреплены к опорной раме таким образом, чтобы сохранить протяженность и интенсивность звуков инструмента. Торцевые части труб изогнуты в одну сторону: нижние — на 180º, верхние — на 90º. При такой конструкции детям удобно играть, и звук не теряется в воздухе, а направляется на исполнителя.
Пан-флейта «Радуга» звучит достаточно глухо, но очень отчетливо и колоритно. Похоже на ударные каких-нибудь африканских или южноамериканских племен, наслаждающихся вечным летом на берегу океана.
Нотный ряд «Радуги» начинается с Ля малой октавы и заканчивается Ля первой октавы по гамме До-мажор. Чтобы инструмент зазвучал, нужно хлестко хлопать по нижним отверстиям труб (закрывая их поверхностью ракетки). Инструмент идеален для изображения ритмических рисунков.
Для игры лучше всего подходят ракетки с покрытием из композита «ЭВА». Они имеют особую фактуру, с помощью которой хлопки получаются с первого раза даже у новичков. Две ракетки в комплекте позволяют играть на пан-флейте в паре.
Ракетки из композита «ЭВА» для пан-флейты «Умничка™»
Преимущества уличной панфлейты в ДОУ
- Новинка для создания ППРС ДО на участке детского сада. Такого инструмента нет ни в интернете, ни на рынке. Красочный огромный трубофон украшает территорию, притягивает детишек словно магнит, делает разнообразнее будни воспитателя.
- Новые идеи. Уникальный в своем роде инструмент вдохновляет музыкальных работников и воспитателей детского сада на эксперименты с методиками и приемами воспитания. Это наполняет жизнью и креативом музыкальные игры и занятия, утренники, открытые уроки и театральные постановки.
- Развитие детей по ФГОС ДО. Во время каждого дидактического занятия с пан-флейтой (и другими инструментами музыкальной площадки) дети заряжаются позитивом и развиваются. Игра на большой уличной панфлейте улучшает моторную функцию рук, слуховое и зрительное внимание. Развивает чувство ритма, артистические способности, желание играть на музыкальных инструментах и совершенствовать навык исполнения.
Три игры на уличном трубофоне «Радуга»
Игра «Тропинка в лесу». Отличный способ научить малышей улавливать образный характер звука и выражать его движением.
- Ведущий приглашает ребят закрыть глаза и представить красивый сказочный лес. Когда все справились, пора открыть глазки и мысленно прогуляться по лесной тропинке.
- На панфлейте отыгрывается два ритмических рисунка: высокие ноты и частые удары (прыжки зайчика или мышки) и более редкие хлопки на низких нотах (походка медведя).
- Дети отгадывают, что за животные встретились им в воображаемом лесу и показывают, как те двигаются. Затем, по очереди, пробуют сами повторить простые ритмические рисунки с помощью ракетки.
Игра «Музыка природы». Развивает зрительно-слуховую память, ассоциативное мышление и способность воспроизводить на музыкальном инструменте воображаемый образ.
- На столе разложены карточки с изображением разных погодных явлений: грибного дождика, ливня, грозы, града, капели.
- Один ребенок становится к столу и, отвернувшись, выбирает карточку.
- Второй ребенок пробует изобразить на пан-флейте выбранное природное явление (подбирая интенсивность ударов, тон звуков и ритм).
- Затем дети меняются между собой. Другая пара ребят сменяет игроков и «музыка природы» продолжается.
Игра «Флейта водосточных труб». Простое и эффективное упражнение на развитие тембрального, интонационного и ритмического слуха.
- Ведущий просит детей встать в круг около входа на музплощадку. Круг нужно сомкнуть так, чтобы никто из детворы не видел, что происходит на площадке.
- Ведущий наигрывает один простой ритмический рисунок («Кузнечик», «Во поле березка стояла» или что-то подобное) на разных инструментах, включая пан-флейту. Например, на «Радуге», металлофоне и барабанах.
- Дошколята угадывают, какие инструменты звучали и какой по счету была панфлейта.
С чего начать и чем закончить: мотивация и рефлексия
Каждое занятие на музыкальной площадке в детском саду, с трубофоном «Умничка™» или любым другим инструментом, начинается с мотивационного этапа и заканчивается этапом рефлексии.
Сначала воспитатель подготавливает детей к основной части урока, когда от них потребуется максимальная собранность и усердие. Хорошим началом послужит самостоятельное знакомство ребят с музыкальным инструментом: рассматривание, эксперименты со звукоизвлечением, импровизации. Зачастую требуются предварительные тематические беседы, чтобы детям было проще ориентироваться в игре.
По окончании музыкальной прогулки следует проанализировать, что из нового материала малыши усвоили, а что следует повторить с более детальным разъяснением. И непременно предложите детям выразить новые впечатления и эмоции в танце, рисунках или поделках.
Пан-флейту в комплекте уличной музплощадки заказывайте на этой странице.