Колокольчики, треугольники и поющие чаши: видеообзоры и применение в детском саду
В предыдущих статьях мы уже рассмотрели пять инструментов музплощадки «Умничка™». Нам же осталось поближе познакомиться с двумя музыкальными установками: «Звонкой капелью» и «Поющей пирамидой».
Если интересно, все обзоры легко найти здесь:
- пан-флейта «Радуга»,
- глюкофон «Магия звука»,
- барабанная установка «Ритмика»,
- металлофоны «Этюд» и «Веселая лесенка».
Зачем вообще детские сады устанавливают уличные музыкальные площадки, читайте в этой статье.
«Звонкая капель»: колокольчики и треугольники в ДОУ
Конечно, два ряда колокольчиков и набор треугольников разного размера и звучания — это самый звонкий уголок на музплощадке. Чистота и ощутимая длина звуков достигается благодаря металлическим тросикам, на которых и висят звенящие элементы.
Для игры на «Звонкой капели» используют стальную палочку (в комплекте). Ее нужно держать за пластмассовую рукоятку, а ударять — металлическим концом по внешней стороне треугольника или колокольчика. Когда вибрации металла не заглушаются, звуки получаются очень яркие и «растекаются» во все стороны на десятки метров.
Все музыкальные колокольчики и треугольники на нашей музплощадке резонируют между собой. И поэтому нотки «Звонкой капели» всегда приятны слуху, даже когда музицируют самые юные воспитанники детского сада.
Расскажите детям 2 интересных музыкальных факта
Малиновый звон (или «мехеленский звон») как понятие появилось благодаря Петру I. Император выписал первый для России музыкальный инструмент, состоящий из ряда колокольчиков. Изготовить карильон (так назывался инструмент) было поручено мастерам бельгийского городка Мехелене (по-франц. Malines, читается «Малин»). Именно там знали секрет удачного сплава для колоколов, дающего очень приятный, мягкий звон, который теперь мы называем «малиновым».
Карильон Петропавловского собора
А вот первый музыкальный треугольник в Россию привезли благодаря Екатерине I. Императрица заказала целый турецкий военный оркестр. Помимо барабанов, тарелок и других инструментов, из Константинополя был завезен и первый треугольник. Представляете, сейчас он считается одним из основных инструментов симфонического оркестра.
Стальной музыкальный треугольник с ударной палочкой
«Поющая пирамида»: музыкальные чаши на музплощадке
Если Вы смотрели видеообзор выше, то уже знаете, что этот инструмент состоит из четырех перевернутых чаш, напоминающих колокола-подвески. Расположены они одна над другой так, что образуют настоящую «Поющую пирамиду».
Каждая музыкальная чаша — это резонатор. Один удар, и Вы уже слышите звон настоящего колокола. Конечно, тон и тембр чаш разные и зависят от диаметра. Тональность повышается снизу вверх — чем меньше чаша, тем тоньше становится ее пение.
Для игры на этом инструменте в комплекте есть полая алюминиевая палочка с пластиковой рукояткой. Берем за рукоятку и стучим по чашам металлическим концом палочки. Звучит «Поющая пирамида» очень звонко, глубоко и протяжно, вызывая целую гамму эмоций у дошкольников.
Три музыкальных упражнения для детей 3-7 лет
Эти упражнения можно выполнять во всех возрастных группах детского сада. На музплощадке или с любыми музыкальными инструментами (даже не имеющими определенной высоты звучания), которые у Вас есть. Помните, хлесткие движения будут вызывать звук большей силы и протяженности, а спокойные постукивания дадут более тихие и короткие вибрации.
Упражнение «10 моих настроений». Предложите малышам по очереди выразить разные состояния души игрой на инструменте. Например, на одном или нескольких колокольчиках: как будет выглядеть смех (заливистый звон), грусть (одиночные «всхлипывания»), хорошее настроение (интенсивные, но не суетливые удары), радость, страх, удивление, гнев, обида, спокойствие, игривое настроение.
Упражнение «Что случилось в непогоду?». Покажите ритмический рисунок дождя (ритмично постукивайте, имитируя капли). Предложите детям повторить или дополнить рисунок: «дождь усилился», «дождик поутих», «слышен гром», «сквозь грозу едет поезд», «послышались шаги» и так далее.
Упражнение «Родные голоса». Предложите ребятам сначала подобрать устно, а потом изобразить голоса своей семьи, используя или разные тона одного инструмента. Или выбирая отдельный инструмент для каждого голоса.
Например, голос младшей сестренки — тонкий, как маленький колокольчик или самые высокие нотки металлофона «Веселая лесенка». Мама — тона немного ниже. Папа говорит басом, как у самой крупной чаши на «Поющей пирамиде». А дедушкин хриплый голос напоминает звуки трубофона «Радуга».
Результаты детских занятий с колокольчиками, чашами и другими музыкальными инструментами
Выполняя подобные упражнения хотя бы два раза в неделю по 15-20 минут, Вы сделаете музыкальное воспитание в ДОУ более интересным и эффективным:
- улучшите способность детей интонировать, а также контролировать движения рук, кистей, пальцев;
- повысите интерес дошкольников к изучению ритмических рисунков и нотной грамоты;
- сможете подготовить запоминающиеся выступления к утренникам и выпускному;
- воспитаете любовь детей к прослушиванию классической музыки, сольному исполнению и музицированию в ансамбле,
- поможете ребятам почувствовать себя ответственными и уверенными в себе артистами.
Заказать музплощадку с «Поющей пирамидой» и «Звонкой капелью» от производителя (без посредников) можно на этой странице.