ВИЗУАЛИЗАТОР ПОГОДЫ:
НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ РЕГИСТРИРОВАТЬ НАБЛЮДЕНИЯ
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО С МЕТЕОПЛОЩАДКИ В ДЕТСКОМ САДУ
Визуализатор — красивый и информативный уличный стенд на двух металлических опорах.
На двух сторонах визуализатора размещены 7 рабочих зон, которые помогают детям:
осмысливать данные измерительных метеоприборов, представлять их в виде новых условных обозначений,
осмысливать понятия времени и сезонности.
1-я сторона:
времена года, фазы луны
и направление ветра
- Диаграмма 12 месяцев и 4 времен года.
- Указатель фазы луны: новолуние, молодая луна (месяц),
первая четверть (половина), растущая луна (месяц),
полнолуние, убывающая луна (месяц), последняя
четверть (половина), старая луна (месяц); - Роза ветров для обозначения направления ветра: С, Ю, З, В, а также СВ и ЮВ, СЗ и ЮЗ.
2-я сторона: день недели,
температура воздуха,
погодные условия
и состояние облачности
- Шкала дней недели: Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, Сб и Вс.
- Круговая шкала температуры воздуха: от – 40°С до +40°С.
- Указатель погодных условий: дождь, снег, переменная облачность, туман, ясно (солнечно), пасмурно.
- Шкала облачности: безоблачно, незначительная облачность, средняя облачность, с просветами, сплошная облачность.
Как воспитателю работать с визуализатором погоды
Пример первого занятия
Ребята, перед нами визуализатор погоды! Смотрите, на каждой стороне есть надписи, картинки, стрелочки. С помощью визуализатора мы будем отмечать все те погодные и природные явления, которые увидим на метеоплощадке! Давайте разберемся, как это делать?
Рассмотрим одну сторону визуализатора. Сейчас мы прочитаем надписи, и узнаем, что будем отмечать. Читаем: «Времена года», «Фазы луны» и «Направление ветра». Вам интересно? Тогда приступим!
Ребята, кто узнал на картинке времена года? Покажите лето… (дети называют признаки лета), теперь зиму…, а кто покажет весну…, не забыли про осень? А какое время года у нас сейчас? (ответы) Правильно, лето. А у лета, как у каждого времени года, три месяца: июнь, июль и август. Кто из вас знает, какой сейчас месяц? (ответы) Молодцы (Я вам подскажу), июль.
Вот мы и направим нашу стрелочку сначала на лето и подведем стрелочку к июлю. Вот мы и справились — отметили на визуализаторе время года и даже месяц. Молодцы!
Переходим к фазам Луны. Ребята, кто из вас видел круглую Луну…, а не совсем круглую? А похожую на улыбку или дольку лимона? (ответы) А вы заметили, когда Луна тоненькая, ее называют месяц?
Дети, на самом деле луна всегда-всегда круглая, как шарик. Просто иногда мы видим ее всю (полная луна или полнолуние), а иногда солнышко освещает только ее кусочек, вот тогда мы видим месяц. А еще бывает, что Земля полностью закрывает Луну от солнца (показать на примере с шарами разного размера) — и тогда мы говорим, что Луны нет. Метеорологи называют такое явление — новолуние.
А кто видел, какая сегодня (была) Луна? (ответы) Я вам подскажу. Сегодня был тоненький месяц и его рожки смотрели влево. Поэтому мы найдем на нашем визуализаторе такую же картинку (находим) и переводим на нее стрелочку. Ребята, для всех желающих есть задание на дом:: вечером вместе с мамой или папой найдите в небе Луну и запомните, как она выглядит, а еще лучше — нарисуйте!
Нам осталось обозначить направление ветра. По флюгеру на метеоплощадке мы определили, что ветер у нас сегодня дует с запада на восток — значит, ветер западный. Вот и отметим это на нашем визуализаторе с помощью стрелочки. Кто подскажет, куда нужно перевести стрелку? (ответы) Правильно, на букву «З», потому что слово «Запад» начинается с буквы «З».
Молодцы, дети! Мы изучили одну сторону визуализатора и, как настоящие метеорологи, отметили время года, месяц, фазу луны и направление ветра. В следующий раз рассмотрим другую сторону нашего визуализатора.
ПРИМЕР ВТОРОГО ЗАНЯТИЯ
Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с новым метеорологическим инструментом. Помните, как он называется? (ответы) Молодцы, это визуализатор погоды.
Давайте прочитаем надписи с другой его стороны: «Дни недели», «Температура воздуха», «Погодные условия»
и «Состояние облачности». Вот сегодня это мы и будем отмечать! Интересно? Тогда начнем!
Смотрим на шкалу вверху панели. Кто знает, какой сегодня день недели? (ответы) Верно, среда (например). А какими буквами обозначают среду? Большой «С» и маленькой «р». Кто-то догадался, что нужно сделать? (ответы) Правильно, ведем наш ползунок к буквам «Ср». Ура, мы отметили день недели, молодцы! Что дальше?
Отметим на нашем визуализаторе температуру воздуха! Смотрите, дети, верхняя половина круга — выше «0», от зеленого до красного. Она нужна, чтобы отмечать градусы тепла.
А на нижней половинке круга — ниже «0», от голубого
до темно-синего... Тут отмечают градусы мороза.
Какую температуру воздуха показал сегодня наш термометр? Молодцы, 25 градусов тепла (например). Подскажите, куда нужно передвинуть стрелочку. Правильно, вверх — на число 25
(на цифры «2» и «5»). Вот так!
Ребята, вы их узнали погодные условия по значкам? Давайте назовем эти явления все вместе: дождь, снег, переменная облачность, туман, ясно (солнечно), пасмурно. Молодцы! А теперь, кто догадался, какое погодное явление мы наблюдаем сегодня? (ответы) Правильно, сегодня шел дождик, поэтому и стрелочку мы наведем на значок, обозначающий дождь. Умнички!
Ребята, тут мы будем отмечать состояние облачности: много на небе облаков или мало. Давайте попробуем!
- безоблачно — небо абсолютно чистое,
- незначительная облачность — облаков мало,
- средняя облачность — облака есть по всему небу, но они его не закрывают,
- с просветами — облака закрывают почти все небо,
- сплошная облачность — все небо затянуто облаками.
Ребята, посмотрите на небо, у нас сегодня много облаков или мало? (ответы) Правильно, облака застилают почти все небо (пример), и только иногда выглядывает солнышко. Это значит, облачность «с просветами». Переведем стрелочку на предпоследнюю картинку. Видите, отмечать состояние облачности просто и интересно!
Мы все сегодня большие молодцы! Научились отмечать погодные условия и природные явления на визуализаторе и снова доказали, что мы — настоящие метеорологи! (Вопросы от детей, воспитателя, игра на обозначение температуры воздуха и других погодных и природных явлений на визуализаторе погоды.)
Закрепляем результат. После каждой прогулки на метеоплощадку заполняйте дневник погоды. Приучайте дошкольников быть последовательными и проявлять систематичность.