Дидактические игры «Мебель» для детей
Необходимость дидактических игр в детском саду
Дидактические игры «Мебель» – разновидность обучающих занятий, направленных на развитие когнитивных, социальных, моторных и прочих важных навыков у детей при помощи интерактивных методов обучения. Увлекательная форма и многообразие сюжетов помогают пробудить у малышей интерес к занятию и удерживать их внимание на протяжении всего времени. Вот почему компания «Умничка» создала разнообразные тематические наборы, которые идеально подходят для организации сюжетной деятельности, отработки различных сценариев, знакомства малышей с профессиями и социальными ролями, при этом полностью соответствуют стандартам ГОСТа и СанПиНа.
Дидактическая мебель от «Умнички» совмещает в себе основную функцию хранения вещей и дополнительную – развития малышей, что превращает ее в практичное и удобное вариативное оборудование для детей разных возрастов. Так что это идеальный вариант для педагогов, позволяющий сэкономить время на подготовку уроков и аккуратно хранить все необходимые пособия.
Организация дидактических игр в ДОУ
Подготовка тематических занятий в ДОУ начинается с выбора заданий, соответствующих возрасту и интересам детей. Далее определяются цели и задачи, а также способы оценки результатов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом.
Ведущий должен иметь достаточные знания, навыки для организации игры и уметь привлекать внимание детей. В процессе ведущий следит за динамикой, оценивает результаты и дает обратную связь детям. Важно также создать атмосферу доверия и уважения в группе, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Это сделает занятия более эффективными и интересными для детей, а также поможет достичь поставленных целей и задач.
При этом проведение уроков невозможно без специального оборудования, вот почему компания «Умничка» создала целую серию тематических наборов, которые помогают организовать безопасное пространство для детей.
Цели дидактических игр на тему «Мебель»
Тематические занятия помогают достичь ряда целей:
-
развить логическое и творческое мышление, воображение, память, внимание;
-
развить моторику и координацию движений;
-
познакомить детей с различными видами мебели и их назначением;
-
сформировать социальные навыки: коммуникацию, сотрудничество, уважение, толерантность;
-
пополнить активный и пассивный словарные запасы;
-
создать условия для индивидуального развития каждого ребенка.
Дидактические игры в младшей группе про "Мебель"
Воспитанники младшей группы еще не умеют находить небольшие отличия, поэтому для занятий с малышами подбирают вещи, которые резко отличаются друг от друга по внешнему виду и свойствам. Вот несколько идей.
Сказочный мешок
Для этого задания понадобятся тканевый мешок и миниатюрная мебель или тематические картинки. Дети по очереди достают из мешка карточки или игрушки и называют вытащенный предмет, а также объясняют его функцию. Также можно попросить найти аналогичные карточке вещи в помещении. Это отличный способ отработать ассоциативное и абстрактное мышление, а также понятия «большой-маленький».
Пробежки к мебели
Подвижная игра, которую можно устраивать в плохую погоду, когда дети не могут побегать на улице. Воспитатель готовит площадку, раздвигая вещи в комнате так, чтобы между ними можно было безопасно пробежать. Далее участники выстраиваются в ряд и по очереди бегут к той вещи, которую называет педагог. Такие занятия учат быстро ориентироваться в пространстве и находить кратчайший путь между двумя точками.
Что пропало?
Эта игра хорошо развивает память и внимательность. Дети внимательно смотрят на обстановку вокруг, а потом отворачиваются, и педагог меняет несколько предметов местами. По команде участники поворачиваются обратно и пытаются понять, что изменилось в комнате. Тот, кто заметит больше изменений, получает символический приз, например, наклейку или значок.
Наведи порядок
Задание помогает развивать логическое мышление, приучает к дисциплине и порядку. Понадобятся вещи разного назначения: одежда, канцелярия, продукты. Воспитатель смешивает все вместе, а дети должны рассортировать все по категориям и отнести к нужному предмету обстановки. Например, одежду нужно положить в шкаф, канцелярию – на стол, продукты – в холодильник. Можно использовать миниатюрные копии.
Средняя группа
С малышами этого возраста уже можно использовать вещи, разница между которыми уже менее очевидна. Задания требуют осознанного запоминания количества вещей и их расположения в пространстве. В этом помогут следующие сюжеты:
Большие и маленькие.
Эта игра имеет несколько вариантов. Первый: воспитатель называет вещи, которые есть в комнате, а дети должны назвать уменьшительную форму. Например: стол – столик, окно – окошко, кресло – креслице.
Второй вариант требует движения. Педагог указывает на большой предмет, а дети должны найти его маленькую версию. Сделать это в группе не составит труда, поскольку большая часть мебели дублируется в уменьшенном варианте.
Найди лишнее.
Нужно подготовить группы предметов по четыре штуки: три из одной категории, а один – из другой. Например, на стол выкладывают ручку, карандаш, альбом и половник. Задача детей – найти лишний, объяснить почему он не вписывается в группу, и назвать оставшиеся три одним словом (в данном случае – канцелярия).
В качестве альтернативы можно использовать карточки с изображениями.
Для чего эта мебель?
Задание, благодаря которому дети разберут, какое назначение у каждого предмета обстановки. Воспитатель называет объект, а малыши развернуто отвечают, для чего он нужен. Например:
-
для чего нужен стол? (чтобы за ним писать, есть, рисовать).
-
для чего нужен шкаф? (чтобы хранить одежду, книги).
Каждый ребенок может предложить свой вариант, ведущий принимает его, если ответ логичный.
Где должна стоять мебель?
Игра на логику и понимание окружающей обстановки. Воспитатель говорит начало фразы, а дети завершают. Например:
-
обеденный стол должен стоять… в столовой;
-
кровать должна стоять… в спальне;
-
диван должен стоять… в гостиной.
Если этот предмет есть в группе, нужно заодно и показать его.
Старшая группа
Дети в старшей группе уже справляются со сложными заданиями, поэтому можно придумывать сюжеты, требующие определенных знаний об устройстве вещей вокруг. Предлагаем несколько на выбор:
Из чего сделана мебель?
Воспитатель называет элемент обстановки, а участники должны перечислить материалы, из которых выполнен каждый из них. Например, стол – деревянный, кресло – кожаное, зеркало – стеклянное. Хорошо, если есть возможность потрогать материал, ощутить и описать его текстуру.
Детали мебели.
Эта игра требует хорошего словарного запаса и понимания, из чего состоит тот или иной предмет. Педагог начинает, а участники продолжают. Например:
-
стол состоит из… ножек, столешницы, ящиков, болтиков для крепления;
-
кресло состоит из… сиденья, спинки, подлокотников, ножек.
Очень хорошо, если ребенок будет показывать на все элементы, прикасаться к ним и описывать ощущения.
Физкультминутка «Я – столяр».
Еще одна подвижная игра, которая позволит размяться, а заодно узнать больше о профессии столяра. Воспитатель медленно читает стишок и выполняет соответствующие движения, а дети повторяют:
Я пилил, я строгал (изображают движение пилой и рубанком),
Папе ловко помогал.
Порубили, попилили (рубящие, пилящие движения),
Много досок получили (широко разводят руки).
А потом рубанок взяли,
Аккуратно построгали (движения, изображающие работу рубанком),
Гвоздями доски закрепляли,
Молотком их забивали (изображают работу молотком).
Покрасили все краской синей (имитация покраски),
Получился стул красивый (хлопают в ладоши, радуясь).
Если повторять задание несколько раз, участники запомнят текст и сами будут проговаривать его, так что оно тренирует еще и память.
Назови наоборот.
Эта игра, которая знакомит с антонимами. Чтобы сделать урок интереснее, понадобится мяч. Дети становятся в круг, воспитатель – в центр. Поворачиваясь по кругу, педагог по очереди бросает мячик каждому ребенку, начиная предложение. Задача ребенка – поймать мяч и отправить его обратно, назвав противоположный признак. Например:
-
кресло – мягкое, а стул – твердый;
-
стол – тяжелый, а стул – легкий;
-
диван – длинный, а кресло – короткое.
Подготовительная группа
Здесь занимаются дети 6-7 лет уже непосредственно перед школой, поэтому у них должен быть хороший запас знаний. Задания в этой группе уже более сложные:
Назначение этой мебели.
Воспитатель описывает какой-то предмет обстановки, а воспитанники должны обобщить описание так, чтобы получилось существительное с признаком. Например:
-
кровать, в которой спит ребенок, – детская кровать;
-
стол, за которым пишут – письменный стол;
-
полка для хранения книг – книжная полка.
Количество и признаки объекта.
Для этой игры понадобятся карточки с числами от 1 до 9, с цветами, картинки с мебелью и картинки с ассоциативными признаками, например, дерево для обозначения слова «деревянный», подушка для слова «мягкий».
Вначале педагог вместе с детьми составляет ассоциативные связи, выкладывая карточками парами. А после того, как все поняли задание, ведущий проговаривает предложения, к которым нужно подобрать карточки. Например:
-
два коричневых деревянных стула (карточки с цифрой 2, коричневым цветом, изображением дерева и стула).
-
четыре зеленых мягких кресла (карточки с цифрой 4, зеленым цветом, изображением подушки и кресла).
Заверши фразу.
Эта игра позволяет пополнить словарный запас малышей глаголами. Для этого воспитатель описывает какую-либо ситуацию, а участники перечисляют подходящие глаголы. Например:
-
Что делают с мебелью после покупки? Перевозят, переносят, расставляют.
-
Мы испачкали диван, что делает мама, чтобы убрать пятно? Чистит, моет, трет, вычищает.
-
Папа мастерит, что он делает в процессе? Строгает, пилит, красит, полирует.
Дидактические загадки на тему «Мебель»
В качестве разминки можно разгадывать тематические загадки. Вот несколько вариантов:
-
За стеклом на полках в ряд
Книги разные стоят (книжный шкаф).
-
Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки (стол).
-
Дверцы, ножки, полки есть,
А на полках – и не счесть:
Полотенце и белье,
И для мамы, и мое (платяной шкаф).
-
Если ты устал играть,
То ложишься на… (кровать).